War. War never changes…
Этим мрачным слоганом встречали игроков
предыдущие части Fallout, и с него же начинается Fallout 3. Сюжетно в
мире игры действительно мало что изменилось: за бронированными дверями
убежищ 2277-й год альтернативной истории. Истории, в которой мода на
одежду, музыку и машины навсегда застыла на планке золотых 60-х, вся
бытовая электроника так и осталась ламповой, а самые мрачные прогнозы
стали реальностью. О судьбе постъядерной цивилизации практически ничего
не известно, но Соединенным Штатам и, в частности, Вашингтону, в
окрестностях которого разворачивается действие третьей части, досталось
сильно. Мы играем за сына (или дочь – кому как больше нравится)
ученого-одиночки из Убежища 101, работающего над секретным проектом,
который должен помочь вдохнуть жизнь в чудом уцелевшие в округе
поселения.
Однако на пути этих альтруистических
планов стоит Смотритель Убежища 101 – местный тоталитарный царек,
которого кроме укрепления собственной власти не волнует вообще ничего.
Несанкционированные выходы из убежища, без которых ученый не может
закончить проект, – едва ли не худшее преступление в этом профашистском
осколке цивилизации. К несчастью, Смотритель прознает о тайных вылазках
нашего родителя и тот ударяется в бега. Теперь уже в опасности наша
свобода и жизнь – мстительный Смотритель отправляет на задержание
главного героя службу безопасности. Единственный друг отца Джонас,
который мог бы пролить свет на происходящее, тоже заочно обвинен в
предательстве и убит при задержании. Как говорится, пора делать ноги!
Уже в этом первом задании, которое называется «По следам отца», перед
героем открывается выбор: незаметно улизнуть из убежища либо усеять
свой путь к свободе трупами, отомстив таким образом за смерть Джонаса.
Почти все последующие квесты тоже имеют ветвление: их можно проходить
по-хорошему, по-плохому, а то и вовсе не выполнять, умело навешав
заказчику лапшу на уши и получив вожделенные очки опыта.
Ролевая система S.P.E.C.I.A.L. по-прежнему хороша...
В отличие от войны эволюция игр не
стоит на месте: за 10 лет, прошедших после выхода Fallout 2, игра
изменилась практически до неузнаваемости. Самые большие преобразования
коснулись графики: еще задолго до выхода было известно, что Fallout 3
делается на движке Oblivion. Миграция в 3D в целом прошла удачно, но
часть фирменных болезней Oblivion – например, устаревшая анимация и
грубые модели лиц – все-таки перекочевала и в постапокалипсис. К
счастью, недостатки движка с успехом компенсируются стильным дизайном,
большим размером игрового мира и с любовью сделанной анимацией смертей.
Причем с последним пунктом разработчики, пожалуй, даже переборщили.
После того как наш подопечный в достаточной мере прокачает меткость,
найти на просторах пустоши врага, который «согласился» бы умереть «без
выпендрежа», становится затруднительно. Каждый второй противник после
фатального попадания так и норовит расстаться с какой-нибудь частью
тела, а то и вовсе оросить выжженную землю фонтаном сочных джибзов.
Поэтому, если жизнь и рассудок дороги вам, Ватсон фонтаны крови и горы
оторванных конечностей вас не забавляют, ни в коем случае не берите
своему герою перк Bloody Mess.
...чего не скажешь про аляповатый редактор персонажей
С такой же любовью и тщанием сделан и
весь игровой мир. Дизайнеры часто балансируют на контрастах: обломки
монументальной архитектуры Вашингтона и устремившиеся в небо колонны
шоссейных эстакад повсюду соседствуют с убогими лачугами из различного
хлама и обугленными лесопарками. Но безжизненная на первый взгляд
Пустошь на самом деле густо заселена: неосторожных игроков поджидают
гигантские скорпионы, мухи, муравьи и тараканы, кротокрысы и хорошо
знакомые по первым частям Когти Смерти (Death Claws). Не разочаровывают
и двуногие обитатели: вездесущие рейдеры, супермутанты, солдаты
Анклава, бойцы Outcast и прочие душегубы. И даже если вы остаетесь в
одиночестве, расслабляться нельзя – многие локации в игре изобилуют
противопехотными минами, медвежьими капканами и другими смертоносными
ловушками. Часть городских кварталов завалена обломками настолько, что
добраться к ним можно лишь под землей – через тоннели, станции метро и
канализацию. Под землей компанию непрошеному гостю всегда готовы
составить все те же рейдеры, кротокрысы, «гули» (Ghouls) и
роботы-протектроны, охраняющие метрополитен.
Ничуть не меньше
графики радует звуковое сопровождение игры. Абсолютно все диалоги
обзавелись великолепной актерской озвучкой, а в наручном компьютере
Pip-Boy 3000 появился встроенный радиоприемник, который ловит GNR
(Galaxy News Radio), президентскую волну и другие радиостанции Пустоши.
Музыка 60-х, военные марши Анклава, переговоры рейнджеров и
безостановочный треп ди-джея GNR по имени Three Dog – все это помогает
вжиться в мир, созданный Bethesda. Fallout 3 – одна из немногих игр, в
которой радио хочется включить не только для поднятия настроения, но и
для того, чтобы хоть немного развеять атмосферу гнетущего страха,
который давит на вас в подземельях. Побродите в полуразрушенном метро
или лабиринтах канализации под Вашингтоном, и вы поймете, что мы имеем
в виду.
You are S.P.E.C.I.A.L.
Этап создания нового персонажа и
распределения начальных характеристик оформлен очень оригинально. Игра
начинается с нашего рождения, сразу после которого мы выбираем внешний
вид и имя героя, а уже в годовалом возрасте распределяем очки
S.P.E.C.I.A.L. (силы, восприятия, выносливости, обаяния, ума, ловкости
и удачи) после прочтения детской книжки. В 10 лет в подарок на День
рождения наш протеже получает персональный наручный компьютер Pip Boy
3000 и пневматическую винтовку BB Gun, с которой учится обращаться как
в режиме реального времени, так и с использованием системы прицеливания
V.A.T.S. И наконец, в 16 лет мы сдаем выпускной тест G.O.A.T., по
результатам которого игра определяет наши склонности к различным
занятиям и распределяет очки умений, такие как владение различными
видами оружия, общение, торговля, взлом и наука (последняя отвечает за
умение обращаться с техникой и подбирать пароли к компьютерным
терминалам). К слову, реализация взлома замков и терминалов –
однозначно лучшая из всех, что мы видели в недавних ролевых играх.
Подбор пароля выглядит следующим образом: мы вводим служебную команду в
терминал и получаем на экране дамп оперативной памяти, в кусках кода
которого видны куски текста – одно из этих слов и есть искомый пароль.
На все про все отводится четыре попытки, причем при ошибке терминал
показывает, сколько букв введенного слова оказались на своих местах.
Искусство взлома состоит в подборе тестовых слов таким образом, чтобы
сходу отсеять наибольшее количество неверных вариантов. Чем выше
сложность защиты, тем длиннее слова и тем больше между ними фонемный
разброс.
Много ли вы можете назвать ролевых игр, в которых можно поиграть за годовалого ребенка или получить подарок на День Рождения?
На смену пошаговому бою из первых
частей пришла система прицеливания в режиме паузы – V.A.T.S. (Vault-Tec
Assisted Targeting System). Единственный ее недостаток в сравнении с
«тру-пошаговостью» – отсутствие возможности перемещаться: укрываться от
врагов и менять позицию для стрельбы нужно в режиме реального времени.
Зато применение стимуляторов и поедание «бутербродов» теперь вовсе не
отнимает очков действия, что не только упрощает подлечивание во время
ожесточенных перестрелок, но и вносит определенный дисбаланс. При таком
раскладе смысл в развитии выносливости отпадает – ее недостаток всегда
можно компенсировать медикаментами. Сознавая это упущение, разработчики
завязали на стандартные S.P.E.C.I.A.L.-атрибуты владение различными
видами оружия. К примеру, уже упомянутая выносливость напрямую влияет
на умение героя обращаться с тяжелым оружием и рукопашку. Восприятие
дает бонус к энергетическому оружию, а также к взлому замков и умению
обращаться с взрывчаткой. Силу следует качать любителям холодного
оружия, а ловкость – вообще всем без исключения, так как, кроме
количества очков действия, она напрямую влияет на точность стрельбы из
малокалиберного оружия (small guns) – самого распространенного типа
огнестрела в игре, в который попадают все пистолеты, дробовики,
штурмовые и даже снайперские винтовки. Не менее полезен интеллект,
который, как и раньше, определяет количество очков для развития
характеристик, получаемых при достижении нового уровня.
Интерфейс – ахиллесова пята предыдущих частей – был значительно улучшен
Традиционно порадовали перки –
спецспособности, получаемые героем при каждом повышении уровня. Помимо
вполне ожидаемых модификаторов, влияющих на точность стрельбы и
сопротивляемость радиации и повреждениям, встречаются и совсем уж
экзотические способности, как, например, каннибализм (можно поправлять
здоровье, пожирая трупы) или ярость «ботаника» (если у героя остается
менее 20% здоровья, он обретает максимальную силу и получает вдвое
меньше повреждений, чем обычно). Многие перки привязаны к уровню,
карме, характеристике или какому-либо умению. Так, перк энтомолог можно
получить лишь при интеллекте не ниже 4 и науке не ниже 40, а перк
беспристрастный посредник действует только у персонажей с нейтральной
кармой и харизмой от 5 и выше. Карму, к слову, можно поднять, выполняя
сюжетные квесты за положительных персонажей, пожертвованиями на церковь
и другими добрыми делами. Загнать ее в минус помогут воровство, работа
на «плохишей» и прочие безобразия. В целом дилемма добро–зло в Fallout
3 выглядит достаточно лубочно (в первом KOTOR реализация была
интереснее), с другой стороны, во многих RPG и этого нет.
Бывшее величие...
Рецензия на игру масштаба Fallout 3
всегда норовит выйти из-под контроля и разрастись в многостраничный
опус, но мы не будем поддаваться этому соблазну и поставим точку
волевым усилием. В заключение отметим, что игра на 100% удалась,
несмотря на ряд недостатков, включая плохую наследственность Oblivion и
некоторые проблемы с балансом, вылезшие на свет в связи с модернизацией
ролевой системы. Но на фоне уже описанных достоинств это несущественные
мелочи. Особенно выигрышно Fallout 3 смотрится на фоне засилья
фэнтезийных RPG с их уже приевшейся слащавой атрибутикой – поединками
на мечах, спасением принцесс и остроухими эльфами. Если вы поклонник
первых двух игр сериала, любите RPG в техногенном сеттинге или же
просто не пропускаете ни единой стоящей ролевой игры, обязательно
купите Fallout 3.
Автор: Алексей Бутрин