То, о чём мечтали большевики, наконец, свершилось! Всем пессимистам
назло, Grand Theft Auto 4 всё-таки анонсирована на ПК и выйдет уже в
ноябре этого года, на месяц раньше, чем прошлая игра серии, GTA: San
Andreas. А пока поклонники сериала затаились в ожидании желанного
релиза, мы приготовили большой рассказ о Xbox 360-версии: для тех, кто
ценит своё время и хочет из первых рук узнать, чего стоит ожидать от
игры, а чего - нет.
Главной интригой рекламной кампании четвертой GTA, заметно оживившей
русскоязычное комьюнити, стала сильно развитая "русская тема" в игре.
Во внешности главного героя фанаты сразу нашли черты Владимира Машкова,
раструбив на весь интернет о "славянском пацане". Подкрепил подозрения
и трейлер, в котором играла песня "Кинг Ринг", - случай для западных
игр почти беспрецедентный. Последней каплей стал анонс саундтрека,
включавшего полноценную русскую радиостанцию "Vladivostok FM", где
наравне с сомнительными группами вроде "Зверей" и "Ранеток" играют,
например, Сергей Шнуров, Виктор Цой и "Сплин". Так что в России GTA 4
ждали как никогда сильно - даже, несмотря на то, что в лаконичном
списке платформ отсутствовал персональный компьютер.
Раскрывать какие-то повороты сюжета было бы, разумеется, преступлением
против человечества, поэтому сконцентрируемся на общеизвестных фактах:
главный герой, Нико Беллик (именно на такой транскрипции сербской
фамилии настаивает игра) прибывает в Либерти Сити образца 2008-го года,
где его встречает на потрепанной машине пьяный в "зюзю" двоюродный брат
Роман. Надо отметить, что именно Роман сподвиг Нико на поездку в Штаты
своими рассказами об "американской мечте" в действии - своём шикарном
особняке, крупном бизнесе, супермоделях и спорткарах. Правда вскоре
выясняется, что Роман, мягко говоря, преувеличивал - "особняк" оказался
грязной квартиркой, собственный бизнес - небольшим таксопарком, а
супермодели и спорткары - мыльным пузырём. Зато есть русская мафия,
которой кузин прилично задолжал, так что у местечкового "авторитета"
Влада всегда найдётся работа для нашего героя.
Именно отсюда, из замызганной квартирке в русском квартале Либерти
Сити, мы начинаем своё восхождение к вершинам. "We gonna own this
motherfucking city!", - похабно заливается певец Серёга в эксклюзивном
треке "Liberty City Invasion". Но нам решительно нет до него дела -
ведь в квартирке обнаруживается телевизор, и неподготовленный игрок
может надолго увлечься местными пародийными телешоу - настолько они
уморительны. Например, в передаче "Я богат!" двое ведущих завистливо
смакуют прелести гламурной жизни знаменитостей Либерти Сити, попутно
издеваясь над ними изо всех сил. "Эта блондинка носит у себя в трусах
крошечную чихуа-хуа!", - хихикает ведущая. "Зачем иметь две спортивных
машины, если можно купить четырнадцать? Или пятнадцать, или
шестнадцать! Этот парень может позволить себе всё!", - радостно вторит
ей коллега. И это мы ещё ни слова не сказали о пародийном мультсериале
"Республиканские космические рейнджеры" и топовом реалити-шоу "Ты -
шлюха!" (на отечественном ТВ подобный проект почему-то назывался "Ты -
супермодель!").
Вдоволь попереключав каналы, мы, наконец, спускаемся к выходу на улицу:
Нико отталкивает дверь и она распахивается. Перед нами - Либерти Сити.
Никаких экранов "Loading" - квартиры и внутренности домов теперь
являются неотъемлемыми частями города. Города, который живёт своей
жизнью. Каждый пешеход занят своим делом: кто-то несёт покупки из
супермаркета, кто-то говорит по мобильнику, а кто-то просто сидит на
скамейке и читает газету. Можно толкнуть зазевавшегося незнакомца, и он
уронит сумки на асфальт, покрыв главного героя отборным матом (в
некоторых случаях - отборным русским матом). Едва выйдя на улицу,
понимаешь, как потрясающе проработан окружающий мир: улицы наполнились
тысячами мелких объектов и каждый из них подчиняется законами физики.
Движок Euphoria работает великолепно: толкнув мусорный бачок, мы
увидим, как он медленно упадёт, с него слетит крышка, а содержимое
высыплется наружу. Такие незначительные мелочи придают игроку
необъяснимое желание исследования - как бы банально это ни звучало, в
Либерти Сити действительно хочется жить. Rockstar сделали город, в
котором можно просто ходить по улицам, любуясь воссозданным до мелочей
Нью-Йорком, проводя забавные эксперименты над прохожими и лазая по
крышам домов. В конце концов, можно просто наплевать на сюжетные
миссии, угнать машину подороже, включить погромче радио "Vladivostok
FM" и рвануть куда-нибудь на побережье - встречать ослепительно
красивый закат.
Да, графику GTA 4 и фирменный движок R.A.G.E.
можно сколько угодно ругать за посредственные модели персонажей,
плоские пятна света от ночных фонарей и светофоров и сомнительного
качества текстуры, но, честно говоря, не хочется. Освещение
великолепно: каждый объект в игре отбрасывает тень и отражает солнечный
свет, а по длине теней можно довольно точно определить игровое время,
которое по-прежнему движется в 60 раз быстрее обычного. Погодные
эффекты и взрывы просто не имеют равных, а транспортные средства
отлично детализированы и не стесняются близких ракурсов камеры.
Устав от пешей прогулки, мы решаемся опробовать в действии одну из
машин, припаркованных неподалёку. Дёрнув ручку и осознав, что
автомобиль заперт, Нико воровато оглядывается и локтём выбивает стекло,
открывая дверь изнутри. Пара секунд возни с проводами, и мы вольны
ехать куда угодно. Физика автомобилей серьёзно изменилось - к каждому
средству передвижения нужно привыкать, хотя управлять по-прежнему легче
всего спортивными машинами и джипами. К счастью, к четвёртой части
разработчики наконец-то наплевали на условности: машины теперь
настолько похожи на реально существующие прототипы, насколько это
вообще возможно без нарушения лицензии. А именно благодаря отсутствию
этой самой лицензии, в GTA 4 имеет место быть реалистичная модель
повреждений: кузов деформируется при ударах, оставляя огромные вмятины,
детали отваливаются, капот сносит порывом ветра - всё как в лучших
домах.
Упомянутая выше технология Euphoria творит какие-то невероятные вещи:
пешеходы, задетые бампером, ложатся на капот, сползают с него на землю
или просто падают, потеряв равновесие - такого правдоподобного рэгдолла
мы ещё нигде не видели. Впрочем и сам Нико вполне может вылететь через
лобовое стекло машины после сильного столкновения - передаём горячий
привет серии FlatOut. Ну и ещё немного прекрасного: водитель,
возжелавший вернуть свою машину, хватается за дверную ручку с твёрдым
намереньем вышвырнуть нас из салона - если в это время нажать на газ,
несчастный NPC проделает путь в пару кварталов вместе с нами, боясь
отпустить дверную ручку. И таких моментов - сотни.
Но не будем забывать, что нас ждёт сюжет и направимся к первому маркеру
миссии, в таксопарк Романа. Небольшая поездка из точки А в точку Б (не
без помощи удобного GPS, указывающего самый короткий путь на
мини-карте), и мы получаем главный артефакт игры, мобильный телефон.
Устройство полностью функционально - можно набрать любой номер и, если
он существует, вам обязательно ответят. Вызвав стражей порядка по 911,
мы угоняем полицейскую машину и получаем "звезду" розыска - на радаре
сразу обозначается зона поиска полиции. Если вовремя убраться из района
и не попадаться копам на глаза, то уровень розыска быстро упадёт -
главное, не привлекать к себе внимание. Ну а если всё-таки угораздило
быть пойманным - всегда есть возможность сопротивляться аресту. Кстати,
оказаться во дворе полицейского участка гораздо менее приятно, чем
просто погибнуть - полицейские, в отличие от медиков, полностью
конфискуют оружие. Если же мы погибли или были пойманы во время миссии,
на наш чудесный мобильник сразу же придёт SMS с предложением начать
миссию заново - утомительное возвращение к работодателю ушло в прошлое.
При желании, игру вообще можно пройти, почти не садясь за руль машины
вне миссий, - к нашим услугам такси, которые можно поймать прямо на
улице или вызвать по телефону.
Также в телефон встроен
органайзер, напоминающий о важной встрече или задании, а в адресной
книге сохраняются номера наших знакомых - со многими из них можно
сгонять в ближайший бар и напиться до потери пульса. Или пойти в кабаре
и посмотреть местный вариант "Камеди Клаб". Или в бильярд, или в
боулинг, или в стрип-клуб… Решать как всегда игроку.
Теперь о грустном. Многое, что нравилось нам в San Andreas - самолёты,
прыжки с парашютом, тюнинг автомобилей, смена причёски и "прокачка"
персонажа - всё это убрано из игры под предлогом реализма. Именно этот
пресловутый "реализм" оставляет от великолепного, с точки зрения
диалогов и роликов, сюжета, очень двойственное впечатление. Чтобы
подчеркнуть моральные переживания главного героя и придать игре
"взрослость" разработчики зачем-то добавили нездорового насилия и
массового убийства невиновных людей. Раньше это вызывало меньше
вопросов - игра пародировала ганстергские боевики и то и дело
превращала происходящее в фарс. Теперь же всё серьёзно и отключать
умирающего человека от аппарата жизнеобеспечения приходится вовсе не
ради "правого дела". Сюжет по-прежнему линеен, но пару раз нам придётся
выбирать, кого из персонажей отправить на тот свет, а кого оставить в
живых - это повлияет на выбор одной из двух возможных концовок. Увы, в
остальном, миссии не претерпели каких-либо серьёзных изменений - это
всё те же "отвези, догони, убей, привези обратно" и их вариации. Игра
не использует и половины возможностей, заложенных в неё разработчиками
- понятно, что всё это появится в продолжениях, но невольно чувствуешь
себя обделённым.
Grand Theft Auto 4 - это, безусловно, новая веха в игровой индустрии.
Это планка, на которую будут равняться все экшены в ближайшем будущем.
Огромный бюджет (более 100 млн. долларов!), потрясающая проработка всех
аспектов, и настоящий, живущий по своим законам и реагирующий на наши
действия мир, в который хочется возвращаться снова и снова. В этом
городе каждый найдёт себе занятие по душе: кто-то кинется в
интернет-кафе, чтобы исследовать десятки сайтов и вести переписку со
знакомыми, кто-то предпочтёт просто кататься по улицам, слушая
великолепный саундтрек, кто-то и вовсе захочет опробовать долгожданный
мультиплеер…
Если психологи правы и видеоигры - это
действительно эскапизм, уход от реальности и попытка заменить
действительность виртуальным миром, то мы совсем даже не против. У нас
ведь есть GTA 4.
Плюсы: огромный живой город;
потрясающая детализация игрового мира; отличные спецэффекты; богатый
саундтрек; новаторская физика и практически неограниченные возможности.
Минусы: сравнительно однообразные задания; неоднозначный сюжет и сценарий, который к концу игры сильно сдаёт в драматургии.